ГЛАВНАЯ   ВОПРОС-ОТВЕТ  АПИТЕРАПИЯ  ФОТОГАЛЕРЕЯ  СОДЕРЖАНИЕ    ЛИТЕРАТУРА ПРОДУКТЫ ПЧЕЛОВОДСТВА БИОЛОГИЯ ПЧЕЛ БОЛЕЗНИ ПЧЁЛ  МЕДОНОСЫ  E-M@IL АВТОР СТАТЬИ ОБЪЕДИНЁННЫЙ ПЧЕЛОВОДЧЕСКИЙ ФОРУМ ГОСТЕВАЯ КНИГА МАГАЗИН ШМЕЛЕВОДСТВО

 
 

ТЕХНИКА ВЫВОДА МАТОК, ПРИМЕНЯЕМАЯ В КРУПНЫХ ПЧЕЛОВОДЧЕСКИХ ПИТОМНИКАХ

При выводе большого количества маток, когда одна из пасек пчелофермы должна снабжать ими все хозяйство и даже продавать их на сторону, из племенной группы семей выделяют отцовские, материнские семьи и семьи-воспитательницы. В условиях применяется усовершенствованная техника вывода маток. Она складывается из следующего цикла работ: получение одновозрастных личинок от материнских семей, подготовка семей воспитательниц, прививка личинок и передача их на воспитание, проверка личинок на прием, кормление семей-воспитательниц, и браковка зрелых маточников, формирование нуклеусов, раздача маточников в нуклеусы и проверка оплодотворённости маток.

Получение одновозрастных личинок от материнских семей. Личинок для вывода маток берут от выделенных на племя сильных, высокопродуктивных семей. Личинки должны быть как можно моложе, не старше одних суток по выходу аз ЯИЦ следовательно, надо заранее принять меры к тому чтобы в материнской семье был подготовлен сот одновозрастными личинками. К этой работе приступают примерно за 5 дней до намеченной передачи личинок на маточное воспитание. Прежде всего подбирают рамку с пустым, правильно отстроенным пчелиным сотом, в котором вывелось 2—З поколения расплода. Так как в ячейки сота матка откладывает яйца лишь после как они будут подготовлены пчелами, рамку с подходящим с (с очищенными и отполированными ячейками, но без расплода) берут из гнезда любой здоровой семьи. Подобранный сот помещают в изолятор, который представляет собой как бы футляр, сделанный по размеру гнездовой рамки (рис. 85). Боковые стенки изолятора состоят из разделительной решетки, сквозь которую свободно проходят пчелы, но не может пройти матка. В изолятор с сотом пускают матку и, закрывают его сверху, ставят в с гнезда семьи. Через трое уток рамку из изолятора вынимают, делают на верхнем бруске пометку и оставляют еще на сутки гнезде для вывода личинок (изолятор же из улья убирают). На следующий день в соте будут молодые личинки не старше одних суток.


 

Рис.1. Однорамочный изолятор из разделительной решётки для получения одновозрастного расплода

При промышленном выводе маток, когда прививка личинок ведется ежедневно, используют не менее четырех материнских семей, установив такую очередность зарядки изоляторов, чтобы ежедневно получать от одной из них сот с личинками. В этом случае, отбирая из изолятора сот, вместо него тут же ставят новый, подготовленный для яйцекладки, а рядом с изолятором каждый раз помещают рамку с хорошим сотом для очистки и полировки ячеек к следующей перезарядке. Чтобы систематический отбор рамок с яичками в личинками не ослабил материнские семьи, по мере необходимости подставляют рамки со зрелым (на выходе) расплодом, взятыми от других семей.

Подготовка семьи-воспитательницы для выращивания полноценны маток важно, чтобы семья-воспитательница была сильной, с большим количеством молодых пчел и обильными запасами корма. Даже при ранневесеннем выводе маток эта семья должна плотно обсиживать не менее 12 обычных ульевых рамок или занимать два корпуса в Многокорпусном улье. Если весной семьи еще недостаточно сильные, то заблаговременно готовят необходимое количество будущих семей-воспитательниц, усиливая их путем передачи зрелого расплода и молодых пчел от других семей пасеки. Будущих семей-воспитательниц еще за неделю до их окончательной подготовки ежедневно подкармливают сахарным сиропом. 

Существуют два основных способа подготовки семьи-воспитательницы. Первый основан на создании полного сиротства пчел, для чего из семьи временно удаляют матку и весь открытый расплод, совершенно лишая ее возможности заложить свищевые 

Маточники. Оставляют лишь не менее двух рамок запечатанного расплода, что необходимо для поддержания нормального температурного режима. Установлено, что без печатного расплода температура в гнезде колеблется от 24 до 30°, а при его оставлении 

устойчиво поддерживается на уровне 35°, что и способствует выращиванию полноценных маток. Подобрать соты с одним запечатанным расплодом нелегко, поэтому лучше готовить их заранее. 

Для этого в будущей семье-воспитательнице за 9 дней до ее окончательного формирования подбирают рамки, хорошо заполненные молодым расплодом, и изолируют их от матки, поместив между ними и остальной частью гнезда диафрагму из разделительной решетки. При окончательной подготовке семьи-воспитательницы на таких сотах будет находиться только запечатанный расплод; их оставляют в гнезде, а все остальные рамки с разновозрастным расплодом удаляют. Одновременно с открытым расплодом от семьи берут пчел и создают из них резервный отводок для содержания удаляемой из гнезда матки на то время, пока пчелиная семья будет использоваться как воспитательница. Однако отбирать часть пчел можно только летом, когда семьи станут достаточно сильными. Весной же, чтобы не ослаблять семью-воспитательницу, для создания такого резервного отводка берут молодых пчел от другой семьи. 

В подготовленной таким образом семье-воспитательнице обязательно должно быть не менее 10 кг меда и обильный запас перги; рамки с печатным расплодом ставят рядом в центре гнезда, чтобы позднее поместить между ними прививочную рамку с племенным личинками; гнездо сокращают до очень плотного обсиживания пчелами всех рамок и утепляют. Через 10—12 часов после удаления матки такая семья готова к принятию личинок на маточное воспитание. 

Второй способ подготовки более прост и отличается от предыдущего тем, что не требует создания полного сиротства пчел: из семьи удаляют только матку, а расплод всех возрастов остается на месте. Однако в этом случае важно; чтобы семья была особенно сильной, с возможно большим количеством молодых пчел, то есть была близкой к предроевому состоянию. Кроме того, требуется, чтобы пчелы данной семьи хорошо почувствовали сиротство, но не успели бы заложить свищевые маточники на собственном расплоде. Иначе они не примут личинок, поставленных им от материнских семей. Установлено, эти условия будут соблюдены, если давать племенных личинок не раньше и не позже, чем через 5—б часов после удаления из семьи матки. 

Каждый из описанных выше способов подготовки семьи-воспитательницы имеет свои преимущества и недостатки. Первый из них более кропотливый и трудоемкий, но зато гарантирует хорошие результаты: семья пчел любой расы, выдержанная в состоянии полного сиротства (без матки и открытого расплода), как правило, хорошо принимает личинок на воспитание. В случае вывода маток в семьях среднерусских пчел этому способу надо отдать предпочтение, так как в присутствии открытого расплода среднерусские пчелы мало закладывают маточников на подставленных им личинках. Преимущества второго способа состоят в упрощенной подготовке семьи-воспитательницы и небольших затратах труда. Кроме того, по некоторым данным, семьи-воспитательницы, в гнездах которых оставлен расплод всех возрастов выводят маток лучшего качества, чем аналогичные семьи лишенные открытого расплода. Однако достигнуть закладки большого количества маточников при этом способе удается пока что только в семьях кавказских пчел. Таким образом, первый способ подготовки семьи-воспитательницы дает лучшие результаты по количеству получаемых от семьи маток; при втором же достигается лучшее их качество. 

В условиях промышленного вывода маток можно применять комбинированный метод объединяющий в себе преимущества обоих способов. Для этого некоторое количество семей-воспитательниц подготавливают так, чтобы они находились в состоянии полного сиротства, то есть без маток и открытого расплода. Их используют в качестве семей-приёмщиц личинок: им дают прививочные рамки на одни сутки только для закладки маточников и первоначального снабжения их кормом. Будучи в состоянии полного сиротства, такие семьи закладывают много зачатков маточников. Затем рамки с зачатками маточников передают в основные семьи имеющие открытый расплод, которые в этом случае выращивают, как правило, всех переданных им личинок. Таким образом, увеличивается количество выращиваемых личинок и улучшается качество будущих маток. После удаления из семьи-приёмщицы зачатков маточников ей через 5—б часов дают новую партию личинок. Комбинированный метод использования семей-воспитательниц нашел широкое распространение в американских промышленных питомниках. 

Если основная очень сильная семья-воспитательница из пчел южной расы находится в состоянии, близком к предроевому. (гнездо перенаселено пчелами и имеется большой избыток молодых пчел-кормилиц), то ее используют для непрерывного вывода маток. Сущность данного способа состоит в следующем. Как только на прививочной рамке в основной семье-воспитательнице маточники будут запечатаны, ей передают из семьи-приемщицы рамку с зачатками маточников, помещая последнюю через один сот с расплодом от предыдущей прививочной рамки. Это делают регулярно по мере запечатывания маточников. Одновременно следует просматривать рамки с расплодом в семье-воспитательнице; если на них окажутся свищевые маточники, то их все срывают. Вместе с тем строго учитывают сроки пребывания в семье маточников и каждый раз отбирают из гнезда рамку с вполне зрелыми маточниками во избежание выхода маток в гнезде воспитательницы. 

Для непрерывного использования семьи-воспитательницы важно, чтобы она не ослабевала, чтобы в ней было очень много молодых пчел. Поэтому воспитательнице регулярно доставляют рамки с разновозрастным, в том числе и самым молодым, расплодом от других семей пасеки. Регулярно также подсиливают и семью-приемщицу личинок, но ей дают только рамки со зрелым (на выходе) расплодом, на которых совершенно не должно быть личинок или яичек. Чтобы работа по выводу маток была более производительной, в некоторых питомниках применяют новый способ, при котором в семье-воспитательнице остается матка, откладывающая яйца. В этом случае выращивание молодых маток основано уже не на состоянии сиротства пчел, а на создании в семье таких условий, которые обычно приводят ее к закладке роевых маточников. При указанном способе подготовка семьи-воспитательницы сводится к тому, что семью максимально усиливают, создавая в ней большой избыток пчел, затем матку изолируют разделительной решеткой, предоставив ей достаточную площадь сотов для откладки яиц. В отделении с маткой сосредоточивают запечатанный расплод, чтобы по мере его выхода освобождались ячейки для откладки яиц; в остальную (большую) часть гнезда собирают преимущественно молодой расплод для привлечения сюда массы пчел-кормилиц, выводящихся в маточном отделении. Чтобы дальше поддерживать такой возрастной состав расплода, его раз неделю обменивают между отделениями гнезда, то есть вновь появившийся молодой расплод в маточном отделении и уже созревший в безматочном меняют местами. То отделение гнезда, где нет матки, используют для воспитания маточных личинок, систематически передавая сюда рамки с зачатками маточников, взятыми из семьи-приемщицы. Если в подготовленной таким способом семье постоянно поддерживать соответствующие условия, то её можно использовать для непрерывного вывода маток в течении всего матковыводного сезона. В частности, для сосредоточения избытка пчел-кормилиц может возникнуть необходимость в добавлении рамок со зрелым расплодом от другой семьи. Американские матководы применяют этот способ в ульях Рута, изолируя матку в нижнем корпусе. 

В Краснополянском пчеловодческом питомнике разработали способ использования двухматочных семей-воспитательниц, успешно применяемый для вывода маток в семьях серых горных грузинских пчел. Способ состоит в следующем. Улей-лежак, вмещающий 30 рамок, делят перегородками на три равных отделен с самостоятельными летками, обращенными в одну сторону в перегородках прорезаны окна шириной 20 см и высотой 10 заделанные разделительной решеткой, что позволяет рабочим пчёлам свободно переходить из одного отделения в другое. Улей заселяют большим количеством преимущественно молодых пчел причем плодных маток помещают в обоих крайних отделениях. По мере накопления в этих отделениях расплода его переносят в среднее отделение; в свою очередь, рамки, освободившиеся расплода, переставляют оттуда в крайние отделения, где в подготовленные пчелами ячейки сотов матки снова откладывают яйца. В результате такого обмена рамок в среднем отделении постоянно находится большинство расплода, что и привлекает сюда из крайних отделений массу молодых пчел-кормилиц. Концентрация молодых пчел в средней части улья и их удаленность от своих маток создают благоприятные условия для закладки маточников, поэтому в среднем отделении такого улья пчелы хорошо выкармливают племенных личинок, поставленных на маточное воспитание. В двухматочной семье-воспитательнице ведется непрерывный вывод маток в течение всего матковыводного сезона. Следует однако, иметь в виду, что данный метод применим только при использовании кавказских пчел. 

Прививка личинок и передача их на воспитание. Прежде чем приступить к прививке личинок, пчеловод заранее готовит прививочную рамку для чего в обыкновенной рамке крепят три горизонтальные планки. Одну из них прибивают на расстоянии З см от верхнего бруска рамки, а остальные с промежутком в 7 см. К боковым брускам рамки планки крепят гвоздями так, чтобы они могли свободно поворачиваться. Затем заготавливают патроны — квадратные деревянные брусочки размером 2,5Х2,5 см и толщиной около 0,5 см; на одну рамку их требуется 30—40 штук, а в некоторых случаях до 60. С лицевой стороны каждого патрона делают кончиком ножа маленькое углубление. 


 

Рис.2 Прививочная рамка для вывода маток

Для прививки личинок нужна теплая комната; температуру воздуха в ней поддерживают в пределах 25—35°; для увлажнения воздуха пол комнаты сбрызгивают водой, а по стенам развешивают мокрые полотенца. Помещение должно быть светлым и без посторонних запахов. Работу по прививке личинок выполняют на чисто вымытом поставленном у окна столе, однако прямые солнечные лучи не должны падать на него. 

Существуют следующие два основных способа прививки личинок для вывода маток: 1) прививка без переноса личинок, когда их дают семье-воспитательнице в своих же ячейках; 2) прививка с переносом личинок из ячеек в искусственные восковые «мисочки». Прививка без переноса личинок — способ простой и доступный каждому пчеловоду. Выполняется он так. Подготовив все необходимое, берут из материнской семьи рамку с племенными личинками, осторожно сметают с нее пчел и переносят в закрытом ящике в помещение. Здесь рамку кладут плашмя на стол и нагретым в горячей воде вытертым досуха ножом вырезают полоски сота. Каждая полоска должна состоять из одного ряда целых ячеек. Полоски вырезают из той части сота, преимущественно из середины, где имеется много личинок. Затем каждую полоску кладут боком и с одной стороны (где больше личинок) срезают края ячеек, укорачивая наполовину, чтобы пчелам было легче превратить ячейку в маточную мисочку. Подготовленную полоску режут поперек на кусочки, содержащие по одной целой ячейке с личинкой. Затем в углубление патрона наносят каплю растопленного воска и приклеивают к нему вырезанную ячейку. После этого патрон прикрепляют растопленным воском к планке прививочной рамки (рис. 3). Каждый кусочек сота на патроне осматривают и, если сбоку г разрезанной ячейке уцелела л чинка, ее сбрасывают спичкой иначе на одном патроне пчелы могут заложить два или даже три маточника. 


Рис.3 Укрепление патронов на прививочной рамке

Описанный способ прививки личинок хотя и прост, но имеет существенные недостатки; во-первых, приходится портить соты уничтожать много личинок; во-вторых, пчелы должны перестраивать пчелиные ячейки в маточные мисочки, в результате чего снижается количество принятых на воспитание личинок. Поэтому упрощенный способ прививки допустим только при выводе небольшого количества маток для собственной пасеки. 

При выводе большого количества маток для снабжения всех пасек крупной пчеловодческой фермы или продажи хозяйствам следует прививать личинок с переносом их в искусственные мисочки, как это делают в специальных матковыводных питомниках. 

Маточные мисочки изготавливают с помощью специального шаблона, представляющего собой деревянную палочку с закрепленным хорошо отшлифованным концом, имеющим диаметр 8,5—9 м. Конец шаблона, смоченный водой, погружают в растопленный воск и тут же вынимают; погружение повторяют несколько раз, но каждый раз на меньшую глубину, чем в предыдущий раз. В результате этого на шаблоне накопится слой стывшего носка, постепенно утолщающийся книзу. Затем макают кончик шаблона в растопленный воск последний раз, и быстро, не дав застынуть образовавшейся капле носка, прикладывают его к патрону. Слегка поворачивая палочку вокруг оси ее удаляют, и на патроне остается приклеенная к нему восков мисочка. 

При крупных масштабах производства на деревянной планке в ряд укрепляют достаточно большое число шаблонов, наподобие зубьев граблей. Все соединенные таким образом шаблоны погружают в растопленный воск одновременно. В этом случае готовые мисочки снимают с шаблонов пальцами, заготавливая их впрок. По мере необходимости их приклеивают растопленным воском к патронам. 

Патроны с мисочками прикрепляют воском к планкам прививочной рамки. Затем прививочную рамку кладут плашмя на стол, повернув планки так, чтобы мисочки были обращены кверху. В каждую мисочку кладут капельку маточного корма из роевого свищевого маточника и на этот корм переносят из ячейки личинку, предназначенную для вывода матки. Выполняется это штапелем — особым инструментом из алюминиевой проволоки, конец которой сделан в виде очень маленькой, тщательно отшлифованной лопаточки. Чтобы взять штапелем едва заметную простым глазом личинку, не повредив ее, надо иметь хорошее зрение известные навыки. Преимущество данного способа заключается в том, что при нем не портят сотов и не уничтожают лишних личинок; пчелы гораздо лучше принимают на воспитание личинок в мисочках, чем в вырезанных пчелиных ячейках и выращивают из них более крупных маток. 

Особенно хорошие результаты дает так называемая двойная, или повторная, прививка личинок. Заключается она в том, что личинок, привитых как обычно, и поставленных в семью-воспитательницу, через 9 часов удаляют из мисочек, а на оставшийся после них корм помещают новых личинок, из которых уже в выводятся матки. При двойной прививке вторая партия личинок сразу же попадает в условия обильного кормления, в результате чего из них вырастают более развитые матки, с гораздо большим количеством яйцевых трубочек и, следовательно, отличающиеся высокой плодовитостью. 

Независимо от того, каким способом прививают личинок, всю эту работу надо выполнять как можно быстрее, чтобы личинки находились вне гнезда не более 30—40 мин. Затем прививочную рамку с патронами ставят в переносный ящик, доставляют семье воспитательнице и помещают в середину гнезда, между рамками с расплодом. Семье-воспитательнице среднерусских и грузинских серых горных пчел за один прием можно давать 35—40 личинок, семье-воспитательнице северокавказских желтых (кубанских) пчел — 50—60 личинок. 

Проверка личинок на прием. Через один-два дня после постановки личинок в семью-воспитательницу ее осматривают и определяют, сколько их принято пчелами на воспитание. Для этого просматривают мисочки, чтобы убедиться, что в них есть личинки и корм (молочко). Количество принятых личинок отмечают в записях. Если какая-либо из семей-воспитательниц приняла очень мало личинок, то их передают другой такой семье, а этой возвращают матку. После проверки личинок на прием семью больше не осматривают до тех пор, пока маточники не созреют. 

Подкормка семьи-воспитательницы. Чтобы семья-воспитательница лучше вскармливала личинок и больше было получено полноценных маток, ее следует подкармливать. Подкормку начинают заранее, за семь дней до передачи личинок на воспитание, и продолжают до запечатывания маточников (всего в течение двенадцати дней); семье-воспитательнице ежедневно вечером дают пол-литра густого сахарного сиропа. В случае внезапного прекращения взятка ежедневно порцию корма необходимо удвоить. 

Время отбора зрелых маточников из семьи воспитательницы. Созревание маточников определяют путем строгого учета их календарного возраста. Ни в коем случае нельзя допускать выхода маток в семье-воспитательнице. Но нельзя слишком торопиться с отбором маточников, так как в начальной стадии развития куколка очень чувствительна к сотрясениям. Нормальный срок для отбора маточников — тринадцатый день после снесения яйца (десятый день после прививки). 

Учет и браковка зрелых маточников и дальнейшее использование семьи – воспитательницы. 

В день отбора маточников с утра осматривают семью-воспитательницу и определяют число зрелых маточников, чтобы знать сколько нуклеусов готовить для их размещения. Хорошие полноценные матки выводятся только из крупных правильных маточников. Поэтому если будут обнаружены мелки маточники или неправильно отстроенные кривые, слишком вытянутые, с «перехватом», —то их уничтожают Сосчитав оставленные маточники, рамку ставят обратно в семью-воспитательницу. Позднее, когда будут готовы нуклеусы, маточники из семьи-воспитательницы убирают. 

Если семья-воспитательница была подготовлена первым способом (с созданием полного сиротства), то для повторного вывода в ней маток поступают так. Сразу после изъятия из неё зрелых маточников и раздачи их в нуклеусы семью-воспитательницу осматривают, удаляют из нее освободившиеся от расплод рамки и дают новые рамки с запечатанным расплодом из отводка, сформированного при подготовке семьи (для сохранения ее матки). На следующий день семье-воспитательнице дают новую партию племенных личинок, подготовленных в материнской семье. 

Такую семью-воспитательницу обычно используют не более двух раз подряд и после отбора второй партии зрелых маточников ней к присоединяю резервный отводок с ее же маткой. Многократное использование семьи допустимо только при выводе маток описанными выше усовершенствованными способами, применяемыми в крупных матковыводных питомниках. 

Формирование нуклеусов. В день отбора из семьи - воспитательницы зрелых маточников надо с утра подготовить нуклеусы для их размещения Нуклеус это маленькая семейка, в которой молодая матка проходит стадию полового созревания, оплодотворяется и начинает яйцекладку Нуклеусов готовят несколько меньше, чем имеется маточников, с тем чтобы примерно десять часть маточников осталась в запасе. Такой запас необходим на случай, если из того или иного маточника не выйдет матка или она окажется калекой. 

Каждый нуклеус формируют из трёх обыкновенных гнездовых рамок с пчелами, взятых из сильных семей. Две рамки должны быть с расплодом, одна с кормами. Для формирования нуклеусов используют обычные ульи, разгороженные на два-три или даже четыре отделения с летками в разные стороны. В улье лежаке нуклеус формируют в «кармане» то есть в небольшом отделении, отгороженном рядом с основной семьей. 



Рис.4 Трехместный нуклеусный улей

Рис.5 Пятиместный маломерный нуклеус

Ульи, разгороженные для формирования нуклеусов, надо тщательно проверять, чтобы в перегородках не было щелей, иначе пчелы, проникшие в соседние отделения, могут убить в них маток. Наиболее удобно изолировать одно отделение от другого фанерной перегородкой. Перегородки должны быть выдвижными, для чего на стенки и дно улья набивают по две тоненькие рейки, между ними оставляют паз, соответствующий толщине фанерной перегородки. Можно также в стенках улья сделать пропилы глубиной 5—б мм, в которые войдут края перегородки. Чтобы при осмотре нуклеусов пчелы соседних семеек не смешивались, на гнездо каждой из них кладут отдельный холстик, а сверху него - потолочную дощечку. 

Нуклеусы формируют в часы хорошего лёта пчёл; эту работу надо закончить в первой половине дня, чтобы к вечеру старые пчелы слетели и в нуклеусах остались одни молодые, для заполнения нуклеуса пчелами подготовленный улей подносят к заранее намеченной сильной семье; в ней отбирают две рамки преимущественно с запечатанным расплодом и переставляют их вместе с пчелами в одно из отделений поднесенного улья. В нуклеусе дополнительно стряхивают также пчел еще с двух рамок, учитывая, что часть их слетит (вернется на старое место). Затем в нуклеус ставят третью рамку с медом и пергой. При формировании нуклеусов надо быть особо осторожным, чтобы не унести с основной семьи вместе с пчелами и матку. На каждом нуклеус мелом ставят порядковый номер и в записях отмечают, от какой семьи он сформирован. 

Очень важно, чтобы каждый нуклеус имел какие-либо отличительные признаки (ориентиры), по которым молодая матка, возвращаясь с полета, могла бы безошибочно найти свое жилище. Без этого матки часто путаются и попадают в чужие ульи, где их убивают. Хорошим ориентиром для маток служит раскраска нуклеусов в разные цвета — синий, желтый, голубой, белый. Желательно, чтобы нуклеусы стояли между кустиками разной величины. 

Раздача маточников в нуклеусы. К концу дня когда пчелы в нуклеусе почувствуют сиротство, им дают маточники. Рамку с маточниками переставляют из семьи-воспитательницы в переносный ящик; чтобы избежать охлаждения маточников, по обе стороны прививочной рамки помещают две рами с пчелами, которые стояли около нее в улье. Затем ящик подносят поочередно к нуклеусам и раздают им по одному маточнику, удаляя с них пчел. При этом записывают, от какой материнской семьи происходит маточник, поставленный в тот или иной нуклеус. Маточник укрепляют на средней рамке, около расплода, чуть пониже верхнего бруска рамки, так чтобы патрон был зажат между сотами, а сам маточник свободно опущен вниз. 

Запасные маточники помещают в клеточки. В кормовое отделение каждой клеточки предварительно кладут севший мед, пускают в нее 5—6 молодых пчел и через верхнее отверстие вставляют маточник. Подготовленные таким образом клеточки помещают для обогревания между рамками любой сильной семьи. 

Уход за нуклеусами. На следующий день после формирования нуклеусов проверяют их силу. Пчелы должны полностью покрывать весь расплод. Если обнаружено, что в той или иной семейке пчелы слабо покрывают расплод, то ей добавляют пчел из той же семьи, откуда брали их для формирования нуклеуса. Через 2—3 дня после формирования нуклеусов начинается выход маток из маточников. Выходят они не в одно время, поэтому проверяют нуклеусы еще 2—3 раза. Каждую вышедшую матку находят среди пчел и осматривают. Иногда бывает, что матка имеет недоразвитые крылья, поврежденные ножки или другой какой-нибудь недостаток. Такую матку-калеку тут же удаляют из нуклеуса,и взамен ее через 2—3 часа дают маточник или матку из числа оставленных в запасе. Подсаживая в нуклеус запасную неплодную матку, надо соблюдать меры предосторожности, чтобы пчелы ее не убили. Для этого матку помещают на ночь под большой колпачок или дают ее в клеточке. Маточники, из которых не вышли матки проверяют последний раз на 14-й день после прививки личинок (18-й день после снесения яйца); если к этому времени матки из них не вышли, то маточники удаляют, а вместо них дают вышедших маток из числа запасных. 

В безвзяточное время нуклеусы надо тщательно оберегать от воровства, так как маленькие семейки не могут хорошо защищаться от нападающих пчел. Летки нуклеусов сокращают при мерно до 1 см. 

Пчелы в нуклеусах с началом облета ведут себя беспокойно; постепенно они слетают, присоединяясь к сильным семьям, переходят из одного отделения улья в другое, переполняют одни нуклеусы, тогда как другие пустуют и т. д. Чтобы избежать этого, надо сразу же после выхода матки из маточника (или после принятия пчелами подсаженной матки) в каждую семейку поставить по одной рамке с яйцами и молодыми личинками. Когда в семейке есть открытый расплод, пчелы не покидают своего жилища. Рамка с личинками в нуклеусе служит также для контроля; появление на ней свищевых маточников—это сигнал о гибели матки. 

Если в нуклеусах матки еще неплодные, то надо соблюдать меры предосторожности, чтобы не помешать их ориентировочному, а затем и брачному вылету. Нуклеусы с такими матками нельзя осматривать в дневные часы; нежелательно также открывать соседние с ними ульи. Пока матки неплодные, все работы в нуклеусе надо выполнять утром, до 10 час., или же вечером, после 17 час. 

Проверка маток на плодность. Известно, что молодая матка в возрасте 7—8 дней вылетает для спаривания с трутнем и через 2—З дня после этого начинает кладку яиц. Следовательно, через 10—12 дней после выхода из маточников маток надо начинать проверку откладки ими яиц. Не все матки оплодотворяются одновременно, поэтому нуклеусы с неплодными матками осматривают периодически. 

Установлено, что при благоприятных условиях погоды 97% всех молодых маток начинает яйцекладку до 15-го дня их пребывания в нуклеусах. Следовательно, при благоприятной погоде держать маток в нуклеусах дольше 16—17 дней нецелесообразно их надо заменять зрелыми маточниками или неплодными матками из новой партии. 

Назад

 

Мои друзья:

 

Моя кнопка:

 

Современное пчеловодство

     

Copyright © 2003 - 2005 ONISCHUK ANDREI

 
Сайт создан в системе uCoz